Лирический текст в ренессансной поэзии, 75 сонет Эдмунда Спенсера. Бессмертие литературного произведения.

 

 

В статье представлен 75-ый сонет Эдмунда Спенсера, который относится к циклу сонетов «Аmoretti», что переводится с итальянского, как "восхищение". Это пример английского сонета, он состоит из 3-х катренов и одного двустишия. Стихотворение написано пятистопным ямбом, перекрестным способом рифмования. Основная тема: бессмертье и любовь.

Первый катрен изображает попытку лирического героя увековечить имя своей любимой. Он пишет на песке имя девушки, но надпись смывают волны. Лирический герой использует необычный способ выражения своих чувств. Когда мы непрестанно что-то повторяем? Когда нам дорог определённый момент или событие, которое мы не можем отпустить, потеряв в бездне времени, хочется сохранить как можно дольше хотя бы чувства, связанные с этим моментом. Мне кажется, что некоторые из-за этого желания, бросить вызов вечности, и стают писателями.

Лирический герой настойчив в своем желании остаться с девушкой навсегда, поэтому мы видим, как он пытается снова написать её имя, но его попытка не может быть успешной. Разве удается человеку избежать схватку со смертью, а тем более выйти из неё победителем?... Перед ней человек бессилен. Можем сформулировать тезис сонета: "рано или поздно всё: рукотворное и живое, будет уничтожено, против этого не возразить".

Любовь героя искренняя, но выражается она опосредственно. Про его чувства можно догадаться по его желанию увековечить имя любимой: "ты в моих стихах останешься бессмертной и живой, и имя напишу я в небесах." Эта короткая фраза заменяет кучу громких ненужных слов. Автор не предоставляет детальное описание девушки, только незначительную характеристику её имени, которое мы не знаем. Для лирического героя внешность любимой не имеет значение, это не главное в человеке. Он говорит о девушке в третьем лице, хотя, как понятно из текста, она находится рядом. Так нас отстраняют от детальной информации, чтобы избавиться от лишней заинтересованности в личной жизни. Конечно, он так её любит, что её имя для него сакрально, а сообщать его кому-то, чтобы удовлетворить чьё-то любопытство, неразумно. 

Во втором и третьем катренах описывается диалог лирического героя с девушкой. Во втором мы видим критическую реакцию девушки на бессмысленные усилия мужчины, а втретьем - его ответ. В этой строфе заметно изменение эмоционального настроения героя. Она вызвана тем,что он находит решение проблемы, как сделать бессмертым имя. Антитезис сонета: девушка не умрёт, благодаря стихотворениям лирического героя её имя станет бессмертным.

В двустишии мы видим вывод: согласно размышлениям лирического героя, их любовь, в отличии от жизни, бессмертна, и именно она сделает их живыми навечно.

В стихотворении прослеживается идея значения творца в обществе. "Ты в моих стихах останешься бессмертной и живой, /И имя напишу я в небесах" - эта строка обращает на себя внимание и из мысли о бессмертия произведения рождаются новые рассуждения. Хочется вспомнить афоризм из романа М.Булгакова: "Рукописи не горят." Творец не просто пишет или рисует - он своим творчеством рождает целые миры, чувства, отношения, истории. Творцы пишут историю мира! Они способны изменить человека, заставить его рыдать или безудержно смеяться, способны проложить дорожку, которая сможет вывести из хаоса. 

Писатели всесильны! В их руках время, они способны бросить вызов вечности и подарить бессмертие.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи