Танцы проституток и Шарманщик, или как рок-опера «Преступление и наказание» развлекает зрителей

1588764470-20160319-bogomaz-ru-dsc7665-www.jpeg

Всемирно известный роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», для меня во многом противоречивый и неоднозначный, в 2016 году стал рок-оперой и предстал перед зрителями на сцене «Театра мюзикла». Волею случая я попала на эту постановку уже два раза - в 2016 и в 2017 годах.

Сюжет и характеры героев во многом отличаются от оригинала: здесь нет сестры Р. Раскольникова, его мать уже мертва и приходит к нему во сне, отсутствует Лужин, только одна-две сцены со Свидригайловым, Соня Мармеладова не кажется святой и невинной, она сильная и дерзкая, сам Раскольников больше внимания уделяет Соне, чем своей идее, и это не весь перечень, конечно. Но самое странное, что в спектакле ни разу не звучит главный для Раскольникова вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?». Зато есть любопытный персонаж – Шарманщик. Он иногда появляется, и не совсем ясно, видение он или участник событий. Кто-то считает, что его образ символизирует автора, но мне показалось, что Шарманщик – это некая злая сила, которая толкает главного героя на преступление. По факту так и происходит: как только Раскольников начинает задумываться о своих теориях, сразу появляется Шарманщик. Также в спектакле есть сцена, когда Шарманщик подносит топор разным людям и спрашивает: «А ты убил бы?».

Отношения Мармеладовой и Раскольникова развивались настолько стремительно, что даже не замечаешь, когда у них вдруг началась любовь, и Библию в итоге читает Соня по настоянию Родиона, а не как в книге – наоборот.

Зато есть чудесная сцена с танцующими проститутками – пожалуй, одна из самых длинных и запоминающихся: толпа разодетых и размалеванных девочек, девушек и женщин показывают, как они заманивают клиентов. Удивительно, что для сюжета эта сцена не так и важна, потому что лишь в ее конце появляется Соня.

В целом постановка получается достаточно сумбурной и теряет мысль автора довольно быстро. Достоевский создает, с одной стороны, двойственный, с другой – последовательный сюжет, играет с помощью контрастных характеров героев и одновременно раскрывает однозначную мысль в эпилоге романа: важно самостоятельно, а не под давлением, признать свои ошибки и раскаяться. Это и делает Раскольников в конце, а Соня становится его спасением, поэтому автор и завершает все счастливым концом. В мюзикле мы этого не увидим: непонятно, раскаивается ли Раскольников вообще или он просто переживает, что его могут арестовать; Соня, на удивление, агрессивная, и я поймала себя на мысли, что тут, скорее, Раскольников ее спасает, а не она его.

Я не против новых идейных решений (в данном случае, формат произведения), но есть ли смысл в этой неординарности и оригинальности, когда в итоге ты получаешь продукт не то чтобы некачественный, но не имеющий ту ценность, которую мог бы иметь, учитывая базу. «Театр мюзикла» ставит много интересного, я была на разных представлениях, но именно рок-опера «Преступление и наказание», которая достаточно широко рекламировалась, заставила меня задуматься: а стоит ли переносить литературное произведение на сцену в новом обличии, если не сохраняются его идея и мысль? Лично я пока не могу ответить на этот вопрос однозначно.

Завершая свои рассуждения, отмечу: в мюзикле была своя особая динамика, которой не было в романе, и это, может быть, очень актуально сейчас, когда мы привыкли к быстрому развитию событий и постоянному движению. Поэтому, возможно, следует уделить большее внимание симбиозу таких жанров, как роман и рок-опера, ведь своя изюминка в этом тоже есть. И нельзя не сказать про Шарманщика – в нем прекрасно все, от вокала до образа, и именно ради него я пошла на «Преступление и наказание» во второй раз. Не только героев мюзикла искушает.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор
VS
VS