В бизнес классе

1601563508-1559280025-spa-pilots-in-a-cockpit.jpeg

«This is a final boarding call for the CLM flight KL 1385 to Amsterdam, Schiphol International Airport. All remaining passengers please proceed immediately to boarding at gate A-03».

Монотонный голос робота громкой связи аэропорта возбуждал у опаздывающих пассажиров какое-то особенное чувство тревоги. Но если вам доводилось прибыть на чек-ин заранее или вы вынуждены были в ожидании стыковочного рейса разместиться на жёстких лавочках лаунж-зоны, закинув ноги на чемодан, а голову на плечо соседа, то голос вызывал у вас какое-то сладкое томительное предчувствия чего-то важного. Как ночью перед Рождеством или утром в День рождения. И воображение уносило вас вместе с улетающими. В Лондон, Париж, Мадрид, Вашингтон…

- Сын! Ну, ты где был-то? Заканчивается посадка уже!

- Таксист, видишь ли, забыл заправиться… Билеты?

- У меня!

Двое мужчин 25ти и 50ти лет, на ходу закидывая сумки на плечи, широкими шагами поспешили к воротам А-03, у рукава которых, прогревая реактивные сопла, ожидал 767-ой Боинг. Через минуту они уже заняли свои места 15А и 15В в салоне лайнера.

- Ну ты как, подумал? – Артём, молодой рослый парень в джинсах и куртке-бомбере, едва успев застегнуть ремень, в пол-оборота повернулся к отцу, худощавому мужчине в деловом летнем костюме с короткой стрижкой и едва заметно сединой.

- Денег не дам! - мужчина засмеялся, пристёгивая ремень.

- Да не нужны мне твои деньги! Пока не нужны. Ты ж говорил, что у тебя есть богатый знакомый, который спускает их на тачки дорогие и все такое…

Парень немного понизил голос.

- Так вот. Мне для проекта нужен инвестор. Мы с Толиком запускаем мастерскую по ремонту мотоциклов. Помещение нашли. На аренду на первый месяц у нас есть. Нужно ещё закупить инструмент и нанять ещё одного механика.  В общем, «пятнадцать» у нас есть и около пятидесяти тысяч нам нужно взять в долг. Вернём в течение двух лет, как раскрутимся… И это. Не знаю, стоит ли мне ввязываться в партнёрские отношения. Толик – классный моторист и в электрике разбирается и клиентов у него полно. Но, как с ним делить прибыль, я не знаю…

- Кто из вас битый? – отец, слегка прищурив правый глаз, обратился к сыну.

Лайнер отошёл от рукава и стал набирать обороты, выезжая на взлётную полосу.

- В смысле?

- Ну как в сказке про волка и лису. Битый небитого несёт. Часто партнёрские отношения начинаются с того, что инициатор боится. Боится начать, боится проиграть. Элементарных трудностей боится. Ведь бывает, как. Два партнёра вроде бы решают вести дела вместе. Но, бизнес – это всегда риск. И вот один из них тянет на себе все дела, решает с налоговой, с конкурентами, с поставщиками. Ищет инвесторов, в конце концов. И вот небитый, переложив всю ответственность на партнёра, изображает бурную деятельность в ожидании снятия первых сливок. Прибыли, то есть! Поэтому, вы должны определиться, что вы оба – сильные и полноценные партнёры, способные дополнять друг друга.

 - Ну, это понятно. То есть нам нужно на старте договориться о зонах ответственности. – лицо парня слегка просветлело.

- Именно, сын! И лучше бы вам прописать где-нибудь свои обязанности. Ты, например, отвечаешь за маркетинг, за коммуникации, финансовую отчётность. А твой партнёр управляет производством, персоналом, заказом запчастей и инструмента. Договориться о взаимной отчётности о проделанной работе. Раз в месяц, например.

Мужчина улыбнулся проходящей мимо проводнице.

- Ведь посмотри! Мы с тобой сейчас летим в лайнере. Это сложнейший механизм, которым управляет экипаж во главе с командиром корабля. Так и в бизнесе – все сотрудники – это экипаж. Каждый имеет свои обязанности. Но главный всегда – командир! Было бы не смешно, если бы за штурвал дёргали одновременно два пилота. 

В это время пилот включил полный форсаж и Боинг сорвался с места. Шум турбин заполнил пространство салона. Пассажиры вжались в спинки кресел. Воздушное судно стало стремительно набирать высоту.

- Ты хочешь сказать, что в бизнесе не бывает равный партнёров? – парень поднял бровь после некоторой паузы, когда пилот поднял шасси и выровнял машину.

- Хотел бы я верить в то, что бывает. Но мой опыт и опыт мои друзей подсказывает, что если у вас доли 50 на 50, то при возникновении сложных вопросов, часто партнёрам не удаётся договориться. Ты хочешь инвестировать в промоакцию, а твой партнёр хочет нанять ещё одного механика и закупить новейшее оборудование. Возникает разногласие.

- Как же быть тогда?

- Ну, вариантов решения – несколько. Первое. Договориться о долях ДО начала партнёрских отношений. Поверь мне, сын! Когда прибыли нет, то все хорошо, все друзья. Но как только приходят деньги, получается, как в басне Крылова – лебедь раком щуку! – мужчина засмеялся от души.

Парень улыбнулся и с увлечением стал заваливать вопросами отца.

- Прибыль - это хорошо. Куплю себе Камаро, жёлтый «Бамблби»! – юноша задумался. - А ещё как можно?

Отец усмехнулся и продолжил.

- Ну ещё бы я тебе посоветовал следующее. Оформи ваши с ним отношения, как с наёмным работником. Ты – инвестор и арендатор помещения. А он – управляющий «на зарплате».

- О. Это вариант!

- Или возьмите в долю третьего партнёра.

- А это зачем?

- Допустим, у тебя с другом – равные доли по 49%. А у твоего школьного приятеля Сашки всего лишь два процента. Но, когда возникают споры, Сашка примет одну из сторон спора. При этом вы должны договориться, что проигравшая сторона соглашается с большинством. И кстати, вы придумали, как будете разбегаться?

- Это как так? - парень в недоумении повысил голос, - Зачем тогда вообще начинать партнёрство, если мы уже думаем о том, как разбегаться.

- Смотри, сын! Даже в браках «по любви» партнёры заключают контракты. А бизнес – это сфера интересов и, зачастую, не любовных. Бывает всякое. Допустим, компания терпит убытки, а партнёр хочет соскочить, переложив долги на напарника. Или, к примеру, одному из партнёров срочно нужны деньги для другого проекта, и он захочет забрать свою долю. Как будете делить?

- Точно! Это реально может быть! Что делать тогда?

- А что делать? Как я тебе говорил, Тёма, договариваться нужно ДО, а не по ходу дела. Составьте договор и определите, как будет распределяться прибыль. Например, 60% вы инвестируете в бизнес, 20% снимаете в виде дивидендов и 20% отдаёте на зарплату сотрудникам. Ты вот хотел жёлтый Камаро, а Толян хочет вложиться в бизнес. Споров не будет, если есть договор.

- Разумно!

- Далее, если кто-то захочет выйти, в договоре будет прописано, какие отступные он должен оставить в компании, например, 20%, в качестве компенсации за то, что выходит из бизнеса и оставляет своего партнёра «один на один» с акулами-конкурентами, госорганами и прочими рисками!

- А если – долги?

- Тут сложнее! Но и эту ситуацию можно прописать в виде обязательств. Либо партнёр отказывается от своей доли и выходит, либо выплачивает свою часть долгов. Как договоритесь на бумаге. – Отец похлопал рукой по глянцевой брошюре, вытащенной из кармана спинки кресла. Артём улыбнулся.

 - Научитесь пользоваться бумагой! Как говориться, «что написано пером… И ещё совет. Есть такое правило «Трёх дней». Допустим, дела у вас идут очень хорошо, и кто-то из вас решает выступить с инициативой. Например, открыть ещё один гараж для ремонта водной техники, к примеру. Оформляйте в таком случае протокол сборов инвесторов. Пропишите повестку дня и обсуждаемые вопросы. Договоритесь о трёх днях на принятие решения. Если вторая сторона не даёт ответ на новую инициативу, проект будет считаться принятым в одностороннем порядке. Вариантов много!

Артём откинулся на спинку кресла, задумался на несколько минут.

- Считаю, нам стоит обсудить с Толиком все, о чём ты мне сказал. Не думал, что партнерство в бизнесе такая не простая тема.

Мужчина положил руку на колено сына.

- Не сложнее, чем управлять Боингом 767. – он усмехнулся. - Техника сложная, но, вооружившись знаниями и получив определённый навык, можно поднимать ее в небо! Да, есть трудности и опасности. Осадки, неполадки в системе, человеческий фактор и прочая турбулентность.  Но, как говорится, «волков бояться – в лес не ходить». Но и ягод сладких не найти! Так-то, сын!

- Я поговорю с Олегом Александровичем о твоём проекте. Думаю, мы сможем что-то придумать!

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор
Den
Den

Писатель, автор сценариев, автомобильный энтузиаст +38 098 419 94 14 https://motorcrewfilms.livejournal.com/