Известная журналистская истина: чтобы получить хороший ответ, нужно задать хороший вопрос. Как найти такие вопросы, готовясь к интервью?

- Как вас зовут? Сколько вам лет? Где вы работаете или учитесь?

Эти вопросы называют брекграундными и они не идут в интервью, но помогают настроить человека на дальнейший разговор или нужны, чтобы представить неизвестную в обществе личность. Но такие задачи, как правильно составить ориентировочный перечень вопросов, план, или определить ключевые понятия волнуют немало молодых журналистов. Итак, сейчас я попробую приоткрыть занавес на кухню такой подготовки.

Сразу хочу отметить, что блюдо зависит от шеф-повара, который его готовит. Нет одного универсального рецепта борща. Нужно понять, что вопросы должны относиться к сфере деятельности лица. Не существует набора стандартных вопросов, которые можно применить в каждом интервью. Чтобы брать интервью как Лари Кинг, нужно быть Лари Кингом.

Большое значение имеет то, где мы будем публиковать свою работу. Если это телевидение или ютуб, то акцентировать внимание нужно будет на визуальном изображении, вокруг него будут воспроизводиться различные средства привлечения внимания, потому что визуально мы воспринимаем 70 процентов информации. Если это радио, то, конечно, внимание заостряется на услышанном. Но надо помнить, что на слух мы воспринимаем малую часть информации и хуже ее запоминаем. Хотя, на радио мы имеем возможность получать больше обратной связи, чем на телевидении. Поэтому Интернет дает нам расширенные возможности для реализации.

Сначала следует определить хронометраж интервью. Это будет влиять на тип вопросов, их количество и характер ответов. Если времени мало, то вопросы будут короткими, но меткими. Интервью будет интенсивным и насыщенным, возможно, даже в формате блица.

Если целью является пролить свет на ситуацию, то вопросы будут касаться неизвестных деталей и ощущений участника событий. Например, известный украинский блогер и журналист Юрий Дудь расспрашивал очевидцев событий о трагедии в Беслане, приводя конкретные официально подтвержденные факты.

Если же мы обсуждаем, например, секрет успеха известной личности, то мы должны узнать причины, по которым человек начал свою деятельность и узнать нюансы работы. Например, ютуб-канал «Жиза» задает 10 глупых вопросов представителю определенной профессии. В таком стиле интервью зрителю не нужно знать подробности личной жизни человека, а важна лишь область, в которой он работает.

Еще один вид интервью – портретный. В первую очередь интервьюер должен подготовиться к встрече. Ему следует найти всю информацию о личности, события, в которых она принимала участие, узнать факты из биографии, даже малоизвестные. В этом варианте интервью состоит из нескольких блюд. Первое блюдо – сделать так, чтобы гость тебе доверял, вы уважали друг друга и имели хорошие впечатления от разговора. Например, можно задать вопросы, ответами на которые опрашиваемый человек гордится. Также зрителям интересно будет услышать известные малому количеству людей факты о госте.

Второе блюдо зависит от того, как человек ответит на вступительные вопросы. Всегда должно быть несколько вариантов следующих тем, ведь они должны быть последовательными, логически связанными, но ответы гостя не должны копировать друг друга. Чтобы наметить себе несколько вариантов развития событий и соответственно ориентировочный перечень вопросов, можно использовать такую тактику: поставить себя на место опрашиваемого человека и заранее предусмотреть возможные ответы. Также надо быть готовым к импровизации. Хотя, например, в формате «10 глупых вопросов» не может быть других вопросов, кроме 10 намеченных. И наоборот, некоторые журналисты вообще не готовят план разговора, как например, Лари Кинг.

Интервью является продуктом, который мы распространяем в массы и характер этого продукта зависит от нашей целевой аудитории. К примеру, если нас смотрят или слушают, или читают подростки, мы не будем брать интервью у Стаса Михайлова, потому что это им скорее всего просто неинтересно. Вообще, вся работа журналиста зависит от сферы интересов его аудитории. С другой стороны, интервьюеру должно быть действительно интересно услышать честный развернутый ответ на свой вопрос. Когда работа выполняется без определенного азарта, зрителю это сразу видно и конечный продукт не принесет ожидаемых результатов.

Относительно того, как сделать интервью более интересным, можно попробовать задать неожиданный вопрос, но он не должен сбить человека с толку или натолкнуть на заранее ожидаемый ответ. По этому поводу надо отметить, что есть такие типы вопросов, как открытые – которые требуют полного ответа, и закрытые – на которые ответ должен быть «да» или «нет». Не следует злоупотреблять закрытыми вопросами, ведь они часто навязывают зрителю и, возможно, опрашиваемому лицу мнение журналиста.

Если принять во внимание все эти советы и посмотреть немало примеров грамотно построенных интервью у известных журналистов, вполне возможно сделать хороший продукт. Но не следует полагаться на чей-то успешный способ разговора с гостем. Также, не надо смешивать все лучшее, что вы где-то услышали или увидели. Ваше интервью не должно превратиться в «дом с многими пристройками и надстройками». Помните что каждый из нас готовит собственное блюдо, и на разную кухню найдется свой потребитель, главное помнить кодекс журналиста.

Понравилась статья! Поделитесь в соцсетях!

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи